Главная / Полезная информация / Тренировка вестибулярного аппарата у детей

Тренировка вестибулярного аппарата у детей

Вестибулярный аппарат отвечает за равновесие и координацию. Для ребенка, который только познает мир, это основа любой двигательной, сенсорной и интеллектуальной активности. Если развитие вестибулярного аппарата не успевает за ростом, проблема выходит далеко за пределы игровой площадки.

Образно говоря, ребенок с вестибулярным «дефицитом» не ощущает твердой земли под ногами. В его жизни меньше уверенности и больше страхов — оступиться на ровном месте, испугаться препятствия, растеряться в командной игре, почувствовать себя плохо в дороге.

Хорошая новость для мамы в том, что равновесие, баланс и координацию можно тренировать с самого раннего возраста. Это несложно: просто будьте терпеливы и помогите ребенку освоить простые упражнения для вестибулярного аппарата. 

Почему развитие вестибулярного аппарата может «запаздывать»

Развитие вестибулярного аппарата у детей начинается очень рано, еще во внутриутробном периоде. Ведь вестибулярный аппарат помогает координировать движение плода по родовым путям. 

При тяжелом внутриутробном поражении вестибулярного аппарата у ребенка нарушается последовательность развития реакций выпрямления и поддержания равновесия. Сниженная активность аппарата наблюдается у глухонемых. Внутричерепное повреждение вестибулярного нерва может наблюдаться при травме, опухоли, проявляя себя в виде головокружения, нарушения координации движений и зрения. 

Известный факт, что одни дети подолгу катаются на каруселях, не испытывая дискомфорта, а другие страдают от «морской болезни»? Причины отставания от возрастной нормы развития вестибулярного аппарата могут быть разными. В каждом отдельном случае должен разбираться врач. 

Задача родителей — вовремя заметить несоответствие темпов развития малыша и принять меры, чтобы исправить ситуацию.

Симптомы нарушений вестибулярного аппарата у детей

Работа вестибулярного аппарата тесно связана с функционированием коры головного мозга, органов зрения и слуха, опорно-двигательного аппарата. Вестибулярная система принимает и обрабатывает сигналы от мышечных тканей о начавшемся движении, координирует звуковую и зрительную информацию. Вот почему нельзя оставлять без внимания признаки ее некорректной работы. 

  • При высокой чувствительности вестибулярного аппарата дети позднее сверстников начинают ползать и ходить. 
  • Ребенок быстро устает, часто спотыкается и падает, не может пройти по ровной линии, с опаской переступает через препятствия, не любит горки и качели, избегает игровых площадок, детских тренажеров и аттракционов. 
  • Резкие движения, поездки в лифте и транспорте вызывают тошноту и головокружение. 
  • В дошкольном и школьном возрасте нарушение равновесия у ребенка может проявляться в неудачных попытках освоить велосипед, самокат, встать на ролики или коньки.

Дети с низкой чувствительностью вестибулярной системы, напротив, не могут усидеть на месте, чаще бегают, чем ходят, стремятся все время двигаться. Однако такому ребенку трудно поймать мяч или прочертить ровную линию на асфальте. Мелкие, но частые «неудачи» отражаются на физическом развитии, психологическом состоянии ребенка и общении с другими детьми.

Как понять, что у грудничка «плохо работает» вестибулярный аппарат

Не знаете, как проверить вестибулярный аппарат у ребенка, который совсем мал и еще не говорит? Обратите внимание на следующие признаки: 

  • подергивания и дрожание глаза (нистагм), 
  • потеря равновесия при попытках встать или сесть, 
  • неспособность удерживать взгляд на игрушке, 
  • тошнота и частые срыгивания после кормления.

Динамика формирования новых навыков у детей до 1 года отслеживается на регулярных профилактических осмотрах в детской поликлинике. Попросите у врача или патронажной медсестры, найдите в интернете или в популярной литературе для мам «чек-лист» развития ребенка. Имея под рукой подробный календарь по месяцам, вы сможете вовремя заметить, что у малыша что-то не получается. 

Например, он не может уследить глазами за движущимся предметом, хотя должен уметь это уже ко 2 месяцу жизни. Это, как минимум, повод обсудить возможную проблему с педиатром или патронажной медицинской сестрой. 

Главное, не переживайте и не паникуйте: умеренные дисфункции успешно корректируются. 

Развить равновесие у ребенка можно и в домашних условиях с помощью простых упражнений.

Драмина®
быстрый эффект,
продолжительное
действие

Как работает Драмина®?

*Действует через 15-30 мин, эффект до 6 часов

Упражнения для вестибулярного аппарата детей и подростков

Главное — начать. Прежде всего, улыбнитесь и настройтесь на результат. Занятия должны нравиться самой маме — в этом залог успеха. Ведь упражнения вы будете выполнять вместе. Даже самые простые игры и движения укрепляют эмоциональную связь мамы и ребенка, отлично развивают сенсорные навыки и стимулируют вестибулярную систему. Заниматься дома просто, вполне доступно и весело. Посмотрите идеи для разных возрастов, и убедитесь, что все по силам. 

Вы лучший и самый заботливый тренер для ребенка!

Дети до года

Самый простой и безопасный вариант для ребенка — заниматься на маминых руках. Мы подобрали легкие упражнения на равновесие для детей первого года жизни. Начинайте с 15 секунд, постепенно увеличивая время до 40 – 45 секунд. Если ребенок плачет и капризничает, проявляя недовольство, занятие следует прекратить.

  • Мягкие покачивания. Положите ребенка на спинку к себе на руки и раскачивайтесь вправо-влево, вверх и вниз. Голову нужно придерживать.
  • Танцевальная разминка. Прижмите малыша к себе, покружитесь на месте, попрыгайте или потанцуйте.
  • Игра в «самолетик». Ребенок лежит на животе на руках у мамы. На весу имитируйте «полет» в направлении «вперед — назад».
  • Двигайтесь по комнате с ребенком на руках по кругу, по часовой стрелке и против часовой стрелки, меняя темп.
  • Используйте фитбол — ребенка положите на мяч и раскачивайте в разных направлениях. В ванной можно «качаться на волнах» на надувном матрасике.

Дети от года до 3 лет

Упражнения для вестибулярного аппарата детей ясельного возраста — это всевозможные прыжки, кувырки, занятия с мячом, подвижные игры.

  • Ходьба по прямой. Дети обожают ходить по узким кромкам и бордюрам. Сохранять баланс непросто, поэтому будьте рядом. Если ребенок боится, падает, предложите пройтись по дощечке или веревочке, лежащей на земле.
  • Кувырки вперед и назад с полным переворотом тела. Упражнение можно заменить наклонами туловища.
  • «Островки». Положите на пол несколько предметов и предложите ребенку обойти каждый из них: сначала прямо, потом боком.
  • Жмурки. Взрослый хлопает в ладоши, ребенок движется на звук с завязанными глазами.
  • Танцы и хороводы. Занятие подходит для активных детей. Старайтесь дополнить упражнение наклонами, поворотами и прыжками.
  • «Черепаха». Нужно дойти до противоположной стены или какого-то предмета как можно медленнее, двигаясь «черепашьими» шагами.
  • «Поймай меня!». Взрослый бросает мяч, ребенок ловит. Мяч лучше взять тряпичный, с мягкой набивкой (можно сшить самим). Для начала мячик можно не бросать, а катать по полу. Ребенок будет ловить мяч из положения сидя.

Дети от 3 до 12 лет

Развитие равновесия и координации детей 3-12 лет отлично дополняют физкультура и спорт. Если нет противопоказаний, запишите ребенка в спортивную секцию или бассейн. Купите скакалку, обруч, мяч, коврик-твистер, самокат или велосипед с дополнительными страховочными колесами.

  • Игра в классики. Расчертите мелом асфальт на клетки и пронумеруйте каждую из них. Бросайте камешек. Куда попадет — в ту клеточку нужно прыгнуть. Либо ребенок в своем темпе просто переходит или прыгает по цифрам в порядке возрастания. 
  • «Морская фигура». Участники игры могут танцевать, бегать, играть. В какой-то момент ведущий произносит фразу: «Море волнуется раз, море волнуется два, море волнуется три. Морская фигура, на месте замри!». В «застывшей» позе нужно продержаться как можно дольше. Если трудно — сколько получится.
  • Чтобы преодолеть страх высоты, используйте веревочную лестницу, шведскую стенку, любые «лазалки» на детских площадках. Обязательно со страховкой! Придерживайте и вовремя подхватите ребенка, если оступится.
  • Для развития координации полезны вестибулярные упражнения для детей со скакалкой и обручем, мягкими модулями, детскими гимнастическими кольцами. 
  • Прыжки на батуте — одна из самых эффективных тренировок. Во время занятий тело рефлекторно ищет наиболее удачное положение для приземления.
  • Детям постарше подойдет катание на роликах, двухколесном велосипеде, обычном самокате (без электропривода), гироскутере, скейтборде.

Как развивать вестибулярный аппарат у ребенка школьного возраста

«Затянувшееся» нарушение вестибулярного аппарата (симптомы у детей могут сохраняться или впервые манифестировать в подростковом возрасте) требует обращения к врачу. При отсутствии серьезных патологий можно порекомендовать несколько универсальных упражнений.

  • «Аист». Ребенок встает на одну ногу, упирает руки в бока или разводит в стороны и стоит в таком положении от 10 секунд до 2 минут, сколько сможет. Если трудно, можно упереться руками в стену.
  • Подъемы на пальцах ног. В положении стоя (ноги вместе) вес тела медленно переносится с пятки на носок. При этом желательно сфокусировать взгляд на каком-то предмете или точке на полу под углом 25° к телу ребенка.
  • Тренировка равновесия. Подойдет не очень тяжелая книга, стопка старых журналов. Задача — пройти несколько шагов, не уронив ношу.
  • «Нос и ухо». Упражнение выполняется сидя или стоя. Левой рукой нужно взяться за правое ухо, а правой — за кончик носа, и наоборот. По хлопку взрослого положение рук меняется. Постепенно можно ускорять темп.
  • «Гигантские шаги». Поставьте в ряд или в шахматном порядке несколько открытых картонных коробок. Ребенок должен пройти все коробки, наступая ногой в каждую из них. Далее можно увеличить расстояние, менять высоту коробок и «маршрут» движения.

Упражнения для развития равновесия для детей полезно совмещать с фиксацией взгляда на движущемся предмете. Оптимально — бадминтон, настольный и классический теннис.

Советы по устранению вестибулярных нарушений

Профилактике вестибулярных патологий и полноценной реабилитации после травм, вирусных инфекций и острых ЛОР-заболеваний, затрагивающих лабиринт внутреннего уха, способствуют регулярные тренировки и здоровый образ жизни. Однако не всегда одними лишь упражнениями можно улучшить вестибулярный аппарат — нарушения у детей, не поддающиеся коррекции в домашних условиях, могут сигнализировать о сбоях в работе ЦНС и сердечнососудистой системы.

Кто лечит и диагностирует заболевания вестибулярного аппарата? 

Если ребенок чувствует поддержку мамы, занимается регулярно и видит (точнее чувствует) результат, с легкими дисфункциями вполне можно справиться своими силами. Проводите больше свободного времени с малышом, играя в подвижные игры. Любое движение — это стимуляция вестибулярного аппарата. Отложите статичные игры в виде пазлов и занятий за столом на более отдаленный срок.

Если вы не уверены в своих силах или ситуация требует контроля специалистов, есть нейропсихологи, кинезиотерапевты, отоларингологи и отоневрологи. По показаниям назначаются консультации окулиста и остеопата, вестибулометрия и другие методы функциональной диагностики. Начинать обследование нужно с участкового педиатра или детского врача общей практики.

Но на первом месте остается мама — развитие ребенка в ваших руках. В подавляющем большинстве случаев ваши усилия — решающие. Будьте уверены: все получится, и ребенок шагнет в жизнь без барьеров. 

Можно ли справиться с болезнью движения?  

Конечно! 

Соблюдайте простые правила для мам: регулярно занимайтесь с ребенком, ведите дневник наблюдений, следите за динамикой, обсуждайте план своих действий с педиатром и выполняйте все рекомендации. Успех не заставит себя ждать.

Если расстройства вестибулярного аппарата носят временный характер, например, во время путешествий наземным, водным или воздушным транспортом, рекомендуем иметь при себе препарат Драмина®, отлично зарекомендовавший себя в профилактике вестибулярных нарушений у детей от 3 лет. Если у вас намечается поездка в транспорте более 30 минут имеет смысл взять с собой Драмина®.

Также на нашем сайте вы найдете подборку упражнений для взрослых и пожилых людей. Обязательно находите время для себя и будьте здоровы!

 

  1. Веселаго О.В. Алгоритмы диагностики и лечения головокружения. // Русский медицинский журнал. —2012. —Т.20. —№10. —С.489-492.
  2. Телесные практики, сенсорная интеграция и эрготерапия: сборник методических материалов семинара в рамках образовательного форума «Современные подходы и технологии сопровождения детей с особыми образовательными потребностями» / науч. ред. Ворошнина О.Р., Санникова А.И,; сост. Мальцева М.Н., Кобялковская E.А., Гилева А.Г. (вып. ред.); Перм. гос. гуманит.-пед. ун-т. - Пермь, 2018. - 140 с.
  3. Замерград М.В. Практические подходы к вестибулярной реабилитации. Неврологический журнал. 2015; 20 (6): 45-49. DOI:
  4. Замерград М.В., Парфенов В.А., Морозова С.В., Мельников О.А., Антоненко Л.М. Периферические вестибулярные расстройства в амбулаторной практике. Вестник оториноларингологии. 2017;82(1):30-33.
  5. Штульман Д.Р. Головокружение и нарушение равновесия / Болезни нервной системы / под ред. Н.Н. Яхно. – М., 2005. С. 125–130.
  6. Инструкция по медицинскому применению препарата Драмина®.

 

Насколько хорошо
вы знаете Россию?
Начать тест
Мы используем файлы cookies для персонализации и повышения удобства пользования нашим сайтом.
Пользуясь нашим сайтом, вы соглашаетесь с применением нами файлов cookies. Ознакомиться с принципами их обработки.
Принять